15.08.2013

C открытым забралом! Большое интервью Александра Новикова газете "Правда Поморья"

C открытым забралом! Большое интервью Александра Новикова газете "Правда Поморья"
Большое откровенное интервью Александра Новикова. О том, как снимали Михальчука, выводили на митинги тысячи людей, спасали завод и многое другое…

Александр Новиков, несомненно, один из самых ярких политиков нашего региона. За словом в карман не полезет, говорит, что думает. Находка для журналиста, казалось бы. Но, учитывая политическую ситуацию, далеко не каждое издание рискнет печатать его откровения.

Готовясь к этому интервью, я специально напросился в будни (хотя выходных в предвыборку почти и не бывает), причем с утра. Хотелось посмотреть, из чего состоит рабочий день лидера списка КПРФ. Как оказалось, день в основном состоит из встреч, переговоров, изучения бумаг и бесконечных телефонных звонков.

Сразу хочется оговориться: интервью перед вами предстанет, конечно, в более «ровном» виде, чем оно было на самом деле. Потому что у Новикова постоянно звонил телефон. Мелодия входящего звонка до сих пор играет у меня в голове. Нам часто приходилось прерываться, чтобы он мог переговорить с людьми, подписать бумаги, решить какой-то вопрос с работниками штаба. Но такой уж жанр «интервью из гущи событий». Зато посмотрел все воочию!



В областной предвыборный штаб КПРФ я приехал к 8 утра. Александр Владимирович был уже на месте, предложил выпить кофе. Для меня 8 утра - несусветная рань, но раз уж решил весь рабочий день посмотреть, то начинать надо с самого начала.

А вы всегда так рано на работе? - спрашиваю я о насущном.

- Врать не буду, не всегда. Но привычка быть на рабочем месте за час-полчаса до начала трудового дня выработалась годами. Самое удобное время в спокойной обстановке, на свежую голову подверить очередные задачи и под них выстроить рабочий день. Так было заведено после окончания учебы в АЛТИ на производстве, так и сейчас.

Пока кипятится чайник, Новиков роется в бесконечных бумагах, лежащих на столе. Что-то находит, делает пометки в ежедневнике. Выпив кофе, Александр Владимирович предлагает съездить в областное Собрание. - Надо поговорить с юристом и просмотреть кое-какие документы, - поясняет он.

- А разве Собрание работает? Каникулы же.

- В отпусках депутаты, работающие на постоянной основе. Их менее трети от общего числа. Я не отношусь к этой категории. Фракция же КПРФ работает в обычном режиме, выполняет наказы и просьбы населения.

Пока едем на сером внедорожнике, задаю крамольный вопрос с намеком: - Хорошая машина?

- Корейская. Проходимость хорошая, берет на борт до 25 тысяч газет. Собственность КПРФ, - улыбаясь уточняет он, поняв мой намек. - Выручает здорово, особенно в поездках по области.



- Часто приходится бывать в районах?

- Регулярно. Бывает, и в срочном порядке, когда присутствие важно. Звонит как-то вечером секретарь Каргопольского отделения КПРФ Александр Иванович Соколов: «Завтра провожу митинг в защиту обманутых дольщиков, а меня прессуют. Помогайте». Выругался про себя, планы другие были. Утром же рано за руль. Взял с собой Леонида Таскаева - и в Каргополь. Для бешеной собаки семь верст не крюк.

Самоиронии первому секретарю не занимать. Однако  и оппоненты от иронии Новикова никак не защищены.

В кабинете областного Собрания нас встречает молодой человек, лет 25. Строгий костюм, очки, вид серьезный.  «Это наш юрист, Виталий», - представляет Новиков.  В ходе невольно подслушанного разговора понимаю: кому-то из членов партии придется идти в суд.

- Противная ситуация по Мирному. В нашей партийной газете «Правда Поморья» мы напечатали материал по многомиллионному коррупционному скандалу в этом городе. Разместили на основании данных следственного комитета, которые были официально подтверждены. Там верхушка города замешана. Крупные чиновники.

А этот скандал власти всячески пытались «замылить». Зачем, мол, выносить сор из избы? К этому материалу была напечатана статья секретаря Мирнинского городского комитета КПРФ Шаповалова. Именно на отдельные выдержки из этой статьи сильно обиделся спикер Мирнинского городского Совета депутатов господин Сергеев. Требует через суд защитить честь и достоинство с возмещением определенного материального ущерба. Будем разбираться».

Видно, что Новикову совсем не хочется затевать возню вокруг опального чиновника и его «чести», но придется. Надо отстаивать интересы однопартийцев. Своих не бросают.

- А вы сами когда-нибудь перед судом представали?

- «Свезло» три или четыре раза. И всё по одному и тому же поводу: организация массовых протестных митингов КПРФ в защиту прав и интересов северян. В центре Архангельска, на площади имени Ленина, под носом у властей. А представители власти считают, что подобного рода акции должны проходить на задворках областного центра, не быть бельмом в глазах чиновников. Помните, как в 2010 почти 3000 человек вышли на площадь? Вот тогда-то у кого следует, затряслись поджилки!

- Этот митинг, кстати, тогда вызвал очень большой резонанс. Сложно было решиться на такую акцию?

- Горожане  потребовали от КПРФ выступить против этого произвола. За год до этого, перед выборами в областное Собрание,  губернатор Михальчук и правительство области не рискнули задрать высоко планку тарифов на услуги ЖКХ. И партия власти в итоге получила большинство в Собрании. А дальше как в известной поговорке: «Обещать - не значит жениться». И с января 2010 года так вздули тарифы, что у народа в глазах потемнело!

В резолюции февральского митинга властям были выставлены жесткие условия, в т.ч. по отставке Правительства РФ, губернатора Архангельской области. В течение месяца предлагалось навести порядок в тарифах. Власти зашевелились, что-то было снижено, но это были лишь частичные меры.

Поэтому нами было принято решение провести следующий митинг на том же месте в конце марта. В очередной раз подставил свою голову в лице ответственного организатора от КПРФ. И тот протест вышел самым мощным за последние годы! Тогда, кстати, не только в Архангельске, но и по всей области КПРФ собрала многочисленные митинги. В одном только Архангельске почти 3000!

 - Прошло уже 3 года. Можно приоткрыть некоторые подробности?

- Ну, пришлось, конечно, не просто. Были и звонки с угрозами, и попытки купить меня… Обидно другое - ряд сторонников, как в тотализаторе, ставили на то, сломается Новиков или выдержит. Забыли, что я сын фронтовика.

- А потом последовало ваше предложение на сессии обратиться к Президенту РФ с предложением снять губернатора Михальчука…

- Бывает момент, когда терпеть безобразия больше нельзя. Мало того, что при Илье Филипповиче коррупция расцвела махровым цветом. Именно при нем государственный долг области стал расти в сумасшедшей геометрической прогрессии. За него будут расплачиваться наши дети и внуки. Поэтому-то пришлось опять принять удар на себя и явиться инициатором подготовки обращения.

Сразу скажу о том, что в текст обращения были посвящены лишь три человека. В случае утечки информации до сессии областного Собрания часть депутатов из других фракций раздавили бы как клопов.

Поэтому-то, когда, я как руководитель фракции КПРФ  на сессии поставил вопрос о включении в повестку дня текста обращения, он был принят к голосованию. Трех или четырех голосов депутатов не хватило для того, чтобы вопрос был рассмотрен на сессии! Это произвело эффект разорвавшейся бомбы! Людям тогда «телевизор» об этом не стал рассказывать. Но в самых высоких кабинетах начался натуральный кипиш.

Губернатору велено было срочно возвращаться из отпуска. Из Москвы приехали высокопоставленные чиновники разбираться с теми, кто посмел голосовать за включение обращения в повестку дня. Не тронули членов фракции КПРФ, которые подписались под текстом этого документа. Знали, что бесполезно. Вопрос на сессии не прошел.

 Смешно было, когда некоторые депутаты начали оправдываться, мол, мы не поняли, за что проголосовали…  Но Михальчук тогда многих достал. И своих, и чужих. Только вот встать и сказать против, как обычно, никто не решался. Ну а мы пошли в атаку, что называется, с открытым забралом!

Нужно знать нашу фракцию. Коммунисты отступать не привыкли. И уже через несколько дней после скандальной сессии по другим каналам этот документ лег на стол Президента РФ. Итог вы знаете. Михальчука все-таки сняли «по собственному желанию». Думаю, что мы сыграли в этом не последнюю роль. Меня даже «истребителем губернаторов» называли, - смеется Новиков.



- Насколько мне известно, с Михальчуком у вас отношения не заладились с первого дня.

- Не надо меня демонизировать. Есть такая поговорка: «Новая метла метет по-новому». Илья Филиппович очень обиделся на то, что основная часть фракции КПРФ при его назначении на пост губернатора проголосовала на сессии против. Слишком весомым был коррупционный след с прежнего места его работы на посту мэра Якутска. Не та «метла», что и подтвердило время.

Масла в огонь добавило и то, что фракция КПРФ сподвигла депутатов областного Собрания отвергнуть креатуру Михальчука Сергея Молчанского на пост его первого заместителя.

Есть такое место в областном Собрании депутатов, как трибуна. Я это место называю лобным. Одно дело - выйти на эту трибуну и подпевать власти. Другое дело - говорить неприятные для власти вещи.

Уже в то время ближайший сподвижник Ильи Филипповича Юрий Шаулов умыкнул из бюджета Архангельска почти 120 млн. рублей, предназначенных для строительства дома по улице Победы. А он был советником у Молчанского! Разве можно было голосовать за его патрона! Ну,  я это и заявил с «лобного» места. Все это даром не проходит. Обиду они затаили. Слишком нервный период получился тогда в целом. Как-то неожиданно для себя и семьи за два года поседел…

Договаривал это Александр Владимирович на ходу. Мы опять сели в машину. «Нужно заехать в банк и съездить в Приморский район, порешать вопросы с нашими кандидатами. Там ведь тоже будут выборы», - обозначает цель нашей поездки Новиков. А ведь и правда, подумал я, на фоне «больших» областных и городских выборов как-то в тень ушли выборы «поменьше»… Уже в машине я решил продолжить тему губернаторов.

- А как к нынешнему губернатору Орлову относитесь? «Истреблять» собираетесь?

- Сбить на лету? Да вот только высокого полета не видно. Можно бы и попенять на доставшееся ему тяжелое наследство. Однако в решении ряда важных вопросов Орлов не в полной мере соответствует своей фамилии.

При предыдущих руководителях области не было столь затянувшейся кадровой чехарды. Осточертели и заклинания из его уст в части отсутствия у власти права вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов.

Из-за этого осенью прошлого года чуть не заморозили Вельск. Подать газ в город удалось, в том числе и благодаря непосредственному вмешательству Зюганова, к которому оперативно обратилась фракция КПРФ в областном Собрании депутатов.

Сегодня в ходу модное слово сочетание «мониторить ситуацию». «Промониторили» преднамеренное банкротство лесозавода № 3. В результате более восьмисот работников на улице.

Угробили СЦБК! Но самое страшное то, что удавка банкротства затягивается на шее предприятий - смежников лесопромышленного комплекса. Разве это нормально?!

Вопрос повис в воздухе. Понятно, конечно, что не нормально. Вот только понимают ли это в областном правительстве, а если и понимают, то почему бездействуют… Александр Владимирович прерывает мои раздумья.

- А вот, кстати, один из наших баннеров, - показывает он.

На огромном бело-красном фоне рядом с логотипом КПРФ надпись «По ТВ не расскажут, что мы спасли от банкротства Лимендский судоремонтный завод».

- Мы решили, как обычно, пойти своим путем и в части подготовки баннеров, - поясняет Новиков. - Пока конкуренты развешивают по городу очередные обещания и лозунги, мы просто рассказываем горожанам о том, чего удалось добиться фракции КПРФ. Этот баннер, например, говорит о Лимендском заводе. Крупное предприятие благодаря «эффективным менеджерам» оказалось на краю гибели. Желающие обанкротить и распродать уже потирали руки.

И снова в бой. Первое, что мы сделали - познакомились с людьми, которые рискнули выкупить акции этого безнадежного предприятия. Убедились в их порядочности и состоятельности, степени готовности погасить почти двадцатичетырехмиллионную задолженность по заработной плате.

Мне удалось организовать ряд совещаний при первом заместителе прокурора области с присутствием представителей инвесторов, антимонопольной службы, службы судебных приставов, налоговой инспекции и других. В результате кропотливой работы удалось предприятие спасти. А самое главное – сохранить рабочие места и не дать обескровить градообразующий завод.

И другой пример. Мы сегодня видим, как в одном только Архангельске один за другим банкротят крупнейшие лесозаводы, СЦБК и смежные предприятия лесопромышленного комплекса. На очереди стоят «Водоканал» и траловый флот. Много людей вмиг стали безработными. А у нас в Архангельске только торговые центры и бутики строят на каждом углу! Прямо пир во время чумы!

Новиков с такой злостью рубанул последнюю фразу, что я как-то даже призадумался – стоит ли лезть со своим следующим вопросом: может, подождать пока отойдет. Однако Александр Владимирович быстро взял себя в руки.

- Достали, понимаешь! Как татаро-монголы налетели, все порушили, разворовали…  Вот на хрена мне очередной торгово-развлекательный центр? Вы завод постройте! Школу, детский сад, больницу.

К слову, не хочу хвастаться, но больницу фракция КПРФ в областном Собрании отстояла. А точнее, военно-морской госпиталь. В Министерстве обороны задумали его ликвидировать.  Кому приглянулся лакомый кусок в виде зданий и земли в центре города, остается только догадываться.

На месте изучили ситуацию, поговорили с руководством и медперсоналом. А дальше подключили министра здравоохранения Архангельской области Меньшикову. Отстояли. Теперь туда даже часть пациентов на определенные операции из других больниц города, где большая очередь, перенаправляют. Тем не менее фракции КПРФ предстоит дальнейшая работа. Зуд реформаторства в соответствующих службах Минобороны в отношении госпиталя не пропал.

Обратно в центр мы возвращались уже в районе обеда. Война войной, как известно. Зашли в небольшую столовую рядом со штабом. «Здесь, кстати, неплохо готовят, цены приемлемые и от штаба недалеко», - говорит Новиков, стоя в очереди.

- А вы вообще привередливый в еде? А в быту?

- Сложилось так, что наша семья все время была привязана к месту службы отца, офицера-фронтовика. За свою бытность с братом поменяли восемь школ. Последняя - 77-я на Левом берегу в Архангельске. Самый вкусный хлеб в солдатской столовой, с горчицей и солью.  Неприхотлив в еде и в быту. Жизнь приучила.

После обеда мы вернулись в штаб. Там нас уже ждал один из кандидатов КПРФ, выдвинутый по одномандатному округу. Пришел советоваться по поводу проведения своей предвыборной кампании.  После их беседы я продолжил одолевать первого секретаря вопросами.

- Много одномандатников идет от КПРФ и каковы их шансы на победу? Пока что только Надежде Виноградовой удалось выиграть на этом поприще.

- Прошло время олимпийского принципа: главное - участие. Было бы смешно, имея столь высокий уровень поддержки КПРФ в области, просто для галочки выставлять одномандатников на выборы. Это удел некоторых других партий. Особенно новоявленных.

Ещё при главе администрации Архангельской области Киселеве был создан консультативный совет политических партий. Их тогда было четыре парламентских. В нынешних условиях, черт ногу сломит…

Дак вот как-то губернатор Орлов вспомнил об этом Консультативном совете, пригласил представителей партий в Овальный зал правительства. Этикет есть этикет. Явился и я. И столько новых лиц! Официоз, лучше не придумаешь. Посмотрел на эту братию да и брякнул: «Как в мороз на митинг в защиту северян, так только КПРФ! А в Овальный зал Правительства - как поганки после дождя выросли. Что мешало раньше быть с народом?!»

Так что мы в этом плане намерены серьезно побороться. Мы-то не вчера зарегистрировались…









- А вообще как проходила борьба за право стать кандидатом? В других партиях дым стоит коромыслом от дележки мест, а у вас внешне все спокойно…

- Было бы нечестным заявить о том, что в процессе подбора и выдвижения кандидатов в депутаты от Архангельского областного отделения КПРФ у нас тишь и благодать. Как в любом живом организме, так и в КПРФ, есть вполне определенные процессы. У кого-то есть амбиции, кто-то из принципов озорства и демократии предлагал неожиданные кандидатуры.

Но морды не били, локтями не толкались. Скандалов избежали. За деньги не продавали места. Выдержали в целом главный принцип КПРФ: представлять партию в законодательных органах должны профессионально подготовленные лица, преимущественно молодые, с прицелом на будущее. А будущее - за КПРФ!

Дальше разговор как-то не сильно складывался. К Новикову постоянно приходили разные люди: кандидаты, члены партии, работники штаба. Одни шли с докладом, другие - посовещаться, третьи - молча подсовывали бумаги на подпись и уходили по своим делам.

Ближе семи часам поток людей и дел немного убавился, и за очередной чашкой кофе мы продолжили разговор.

- А как семья относится к вашей деятельности?

- Я удивляюсь тому, что жена до сих пор не выставила чемодан с моими вещами за порог квартиры. Кому нужен «камикадзе» или, как я себя сам называю, «рабочая лошадь» в виде депутата? Но ведь уже 36 лет она меня терпит. Значит, я не совсем пропащий!

Когда суматоха дел немного утихла, я решил, что пришло время в спокойной обстановке задать в общем самый важный «политический» вопрос.

- С чем и с кем КПРФ сегодня идет на выборы?

- Ну, во-первых, с большим опытом работы. По-моему мнению, депутаты фракции КПРФ в пятом созыве в целом отработали на совесть. Регулярно отчитывались перед избирателями, активно участвовали в разработке и принятии законопроектов, идущих на пользу северянам. Единственные выступали против бюджета проедания.

Являлись закоперщиками массовых митингов как в областном центре, так и на периферии.

Но самыми значимыми результатами считаю спасение от банкротства и возрождение Лимендского судоремонтно-судостроительного завода, возобновление строительства дома для военнослужащих в Соломбале, остановку ликвидации военно-морского госпиталя в Архангельске. За полнокровное существование последнего продолжаем бороться до последнего патрона.

Внесли свой весомый вклад и в долгожданное получение жилья в Каргополе для участников Великой Отечественной войны, которых в свое время нагло надули по сертификатам. Подобный перечень конкретных дел можно было бы и продолжить.

Но следует признать и то, что часть задуманного не удалось совершить. Мы в долгу по закону «О детях войны» перед северянами, перед воинами, принимавшими участие в начале шестидесятых в операции на Кубе, по ряду других нерешенных проблем.

Вполне справедливо считаем то, что результаты нашей работы должны оценивать избиратели.

А что касается команды, с которой мы подошли к этим выборам, то приятно отметить, что за последние годы к КПРФ в области потянулась молодежь, появилась масса новых сторонников и просто неравнодушных людей.

Именно они, имея за плечами соответствующее образование и, что важно, опыт работы, составляют костяк кандидатов в депутаты от Архангельского областного отделения КПРФ. И можно с полной уверенностью заявить, что КПРФ не подведет и оправдает доверие северян!

Целый день ходил за Новиковым по пятам

Василий Николаев

«Правда Поморья», №6, август 2013


Поделиться:

Возврат к списку